Некроз челюсти

Некроз челюсти – опасное, сложное в лечении стоматологическое заболевание, которое сопровождается разрушением челюстных костей. Вследствие действия негативных предпосылок в твердых тканях развивается гнойный процесс, который в дальнейшем приводит к полному разрушению костных клеток. Если не предпринять меры, это чревато инвалидностью.

Причины некроза

Причиной распада костной ткани челюсти вследствие стоматологических заболеваний является воздействие на организм возбудителей инфекции. При этом благоприятным фоном для развития нарушений выступают такие предпосылки:

• сбои в работе иммунной и кровеносной систем, наблюдаемые при онкопатологии, лучевой и химиотерапии, длительном применении кортикостероидов;
  • отсутствие качественного домашнего ухода за полостью рта;
  • травматическое поражение полости рта, в том числе ожоги, натирание мягких тканей плохо подогнанным съемным протезом;
  • стоматологическое вмешательство, удаление зуба, имплантация;
  • продолжительное течение стоматологических заболеваний, отсутствие качественного лечения (периодонтит);
  • тяжелая ЛОР-патология (гнойный отит, тонзиллит);
  • сахарный диабет;
  • никотиновая, алкогольная, наркотическая зависимость.

Некрозу челюсти может способствовать и прием бисфосфонатов–препаратов, назначаемых при остеопорозе, миеломной болезни (бисфосфонатный остеонекроз).

Признаки поражения

Некроз челюсти развивается постепенно. На начальном этапе проявления схожи с другими заболеваниями полости рта. Симптоматика нарастает медленно. Характерны такие признаки:

• боль в проблемном зубе, усиливающаяся при надавливании;
  • сложности при открывании рта;
  • отечность тканей;
  • развитие гнойного процесса, характеризующегося появлением соответствующего отделяемого из десневых карманов;
  • гнилостный запах изо рта;
  • наличие свищей;
  • подвижность зубов;
  • асимметричность лица.

По мере прогрессирования заболевания качество жизни пациентов существенно снижается. Выраженный болевой синдром затрудняет прием пищи, человек вынужден соблюдать специальную диету.

Классификация и стадии

С учетом различного механизма развития процесса, различают такие варианты:

• Одонтогенный некроз (патология развивается в результате стоматологических заболеваний).
  • Гематогенный (патогенные агенты попадают в челюсть с током крови).
  • Травматический – состояние, обусловленное травмой челюсти.

Стадии развития заболевания:

• 0 стадия – обнажение кости не выявляется. Жалобы пациента сосредоточены на развитии болевого синдрома, подвижности зубов. Объективно отмечается наличие свищевого хода.
  • 1 стадия. На ограниченном участке выявляется частичное обнажение костной ткани, сопровождающееся умеренной болью.
  • 2 стадия. Помимо явного обнажения участка кости, отмечается интенсивный болевой синдром, признаки гнойного воспаления.
  • 3 стадия. Обнажение участка кости выявляется на протяженном участке, превышающем пределы проблемного зуба. При этом имеют место признаки атрофии костной ткани, переломы.

Лечение

Задача, стоящая перед стоматологом при развитии некроза челюсти, – устранение симптомов поражения, купирование процесса дальнейшего разрушения ткани. За основу принимается комплексный подход. Среди методов консервативной терапии упор – на медикаментозное воздействие. Речь идет об активном использовании антибиотиков местного и системного действия, антисептиков, анальгетиков, пр. В качестве дополнительных мер назначают физиотерапевтические процедуры, УФО крови, УВЧ, плазмаферез.

Хирургическое лечение предполагает удаление проблемных зубов, кюретаж пародонтальных карманов, вскрытие и дренаж гнойных очагов, устранение секвестров. В ряде случае потребуется операция по полному удалению пораженной кости. Затем в качестве восстановительного мероприятия проводят реконструктивно-пластические вмешательства, пересадку костной ткани.

На стадии реабилитации используют процедуры по стабилизации положения сохранившихся шатающихся зубов, их шинирование.

Другие публикации